Развитие слухового восприятия, формирование произношения РСВ и ФП у детей с нарушением слуха тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Содержание:
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.
Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению.
Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом. При организации индивидуальных занятий, учитывается, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.
Знакомый по значению речевой материал по рсв большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2—3 занятиях.
Одним из обязательных этапов каждого занятия по рсв является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.
Контрольные работы по РСВ
Контрольная работа по РСВ 1 класс I полугодие 2016-2017 уч.г. скачать
Контрольная работа по РСВ 1 класс II полугодие 2016-2017 уч.г. скачать
Формирование произношения (ФП)
Формирование произношения (ФП) является основной задачей обучения произношению, формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Формирование произношения, обучение произношению (фп) в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания.
Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению (фп) проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Литература:
- Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. 1990.
- Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. 1976.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. В.И. Селиверстова. 2001.
Программы, календарные планы, по РСВ и ФП
Программы, календарные планы, по РСВ и ФП для обучающихся 2, 3 класса Вы можете скачать бесплатно, без регистрации.
Календарный план по РСВ для обучающихся2 класса
Календарный план по РСВ для обучающихся3 класса
Рабочая программа по РСВ и ФП для обучающихся2 класса
Рабочая программа по РСВ и ФП для обучающихся3 класса
Содержание работы по формированию произношения (ФП) для обучающихся2 класса
Содержание работы по формированию произношения (ФП) для обучающихся3 класса
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП во2 классе
Добавляя комментарий, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.