О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты.

К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчёркивая её значение для формирования мыслительной деятельности и для дальнейшего обучения.

На уроке развития речи

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Как ребёнку успешно развивать свою речь? Как реализовать потенциал его речевых возможностей? Ответом на эти вопросы должна быть продуманная система работы по развитию речи детей с нарушениями слуха. В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно – деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-60-е г. С. А. Зыковым.

Теоретические основы развития речи

Теоретические основы развития речи связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха. Психологическая сущность овладения ребёнком языком, взаимосвязь процессов мышления, деятельности и речи, роль общения в становлении личности представлена в трудах Л.С. Выгодского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева.

Определение путей формирования речи детей с нарушениями слуха в рамках коммуникативной системы делает необходимым рассмотрение её основных принципов: генетического, деятельностного, структурно-семантического. Данные принципы формирования речи были разработаны Людмилой Петровной Носковой.

Генетический принцип

Генетический принцип предполагает учёт общих закономерностей речевого развития слышащих детей на различных этапах в определении содержания, форм и методов обучения языку в разные периоды дошкольного и школьного детства. Использование генетического принципа даёт возможность с учётом данных онтогенетического развития определить уровень требований к речевому развитию детей с нарушениями слуха, выявить объём и структуру речевых средств, программировать овладение различными формами речи, их применение в общении.

Деятельностный принцип

Деятельностный принцип отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает тесную связь развития речи с практической деятельностью. Этот принцип в обучении языку позволяет рассмотреть речь как деятельность и учесть её виды и структурные компоненты, установить связь с разными видами деятельности.

Структурно – семантический принцип

Структурно – семантический принцип отражает системную организацию языка и имеет особо важное значение для отбора речевого материала и путей его усвоения детьми.

Занятие по учебнику

Занятия по развитию речи

Занятия по развитию речи являются основной формой развития речи у слабослышащих школьников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, приведение в систему речевого материала, усваиваемого в разных условиях. На этих уроках решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо - зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.

На уроках по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний.

Эти уроки носят комплексный характер, работа над различными формами и видами речи проводятся параллельно. В основу занятий положен тематический принцип: в программе названы основные темы, содержание которых включает различные направления этой работы.

Речевой материал связан с различными разделами программы, здесь он отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Основной целью работы по развитию речи является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию конструкций фраз, необходимых для общения; овладения разными формами речи; развития связной речи.

На каждом уроке выделяются три направления работы над речью: основное, обеспечивающее практическое усвоение базисной лексики и базисных грамматических структур, а также формирование словесных обобщений, и дополнительные: так называемые пятиминутки или ежедневные речевые зарядки, обеспечивающие оречевление повторяющихся изо дня в день ситуаций (дежурство, состояние погоды, т.п.), и «разговоры», связанные с организацией учебного процесса на уроках.

Планируя урок, четко представляю, о чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

Этапы работы над словом

При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приемами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, употребление слова в предложении, подбор к словам синонимов, произношение новых слов учителем, чтение учащимися слов (вывешиваются таблички), запись новых слов.

Предпочтение отдаю демонстрации предмета. Если слово невозможно объяснить путем показа предмета, то я в этом случае использую рисунки, картины. Когда готовлюсь к уроку, придумываю возможные варианты объяснения новых слов и отбираю из них наиболее рациональные.

Последовательность работы на уроках над новым словом такова: предъявление речевого материала.

После этапа предъявления речевого материала следует этап воспроизведения речевого материала.

Что делают ребята

Здесь предлагаю три основных вида упражнений:

  • повторение образца вслед за учителем;
  • подставочные упражнения (например, выбор нужной подписи к картинке, из нескольких данных в готовом виде, вставка предлога в подпись к картинке;
  • выбор из данных предлогов нужного и т.п);
  • воспроизведение усвоенных образцов по памяти (например, припоминание знакомых слов или словосочетаний по картинкам, которые ранее уже использовались.)

Третий этап — варьирование и комбинирование речевого материала. На этом этапе применяются разнообразные речевые упражнения. К ним, в частности, можно отнести:

  • самостоятельное составление поручений по предлагаемой ситуации;
  • составление предложений по наглядной ситуации;
  • составление предложений на словесной основе (из данных слов, словосочетаний, по опорному слову, вопросу, вопросной схеме, т.н.)
  • составление предложений и словосочетаний на комбинированной основе (слово и наглядность) и другое.

Заключительный этап - использование изученного речевого материала в неподготовленных высказываниях. Усвоение материала на этом этапе происходит не только непосредственно на уроках развития речи по данной теме, но и за пределами этих уроков.

Таким образом, словарная работа решает следующие задачи:

  • раскрытие значения слов;
  • расширение словарного запаса и путем организации речевой практики, введение новых понятий в активный фонд речи;
  • развитие связной устной и письменной речи.

Задача работы по развитию речи - научить слабослышащих школьников правилам логического построения высказывание, умениям располагать предложения в определенной последовательности, правильно использовать синтаксические и грамматические средства.

Таким образом, каждый урок развития речи должен отвечать современным требованиям и подходам, быть разнообразным по использованию различных форм и видов работы, тщательно продуманным в плане речевого материала и должны учитываться индивидуальные возможности каждого ученика класса.

Доклад - «Современные подходы к развитию речи слабослышащих школьников»

Добавить комментарий


Ступенька знаний