Подробнее...

5 1 1 1 1 1 5.00/5 5 Голосов

Виды работы по развитию разговорной речи определяются требованиями соответствующего раздела программы учебного предмета. В ходе обучения учитель должен решить ряд задач по развитию связной речи:

  1. понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
  2. обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
  3. сообщать о выполненной и предстоящей работе.

Работа по предметной картине

В практику обучения слабослышащих вошли такие виды работ, как обучение составлению поручений и отчета об их выполнении.

В соответствии с одной из задач - отвечать на вопросы и задавать их, в школе слабослышащих широко используется работа по закрытой картинке или серии закрытых картинок. И наконец, для формирования умения участвовать в диалоге, применяются различные варианты бесед, игры, упражнения в развертывании диалогов.

Все эти виды работ направлены на развитие у школьников навыков ведения ситуативного диалога и диалога по заранее определенной теме. Они могут быть использованы не только на различных уроках, но и во внеклассное время.

Виды работы «Работа по закрытой картинке»

Работа по закрытой картинке. Это один из распространенных видов работ. Цель работы — научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.

Когда ученикам предъявляется закрытая картинка, беседа ведется для того, чтобы узнать ее содержание. Работа эта начинается в 1 классе и продолжается не только в начальных, но и в средних классах. Усложнение происходит по трем направлениям:

  1. по содержанию картинок;
  2. по содержанию и форме вопросов к ним;
  3. по степени самостоятельности учащихся.

В 1 классе содержание картинок очень простое. На них изображен один персонаж и обязательно действующий (мальчик читает, девочка бежит). Во 2 и 3 классах можно взять картинку с изображением нескольких персонажей и объектов (девочка раздевает куклу, рядом стоит таз с водой), а затем — с несколькими планами («На реке», «Зимние забавы детей»).

В 3 классе ученикам предлагается вместо одной целая серия закрытых картинок, например, по прочитанным сказкам. Ученики задают вопросы и по ответам учителя определяют, из какой сказки тот или иной персонаж.

Содержание и формулировка вопросов к закрытой картинке в 1 классе самые элементарные: «Кто на картинке? Что делает? Большой или маленький?» В конце учебного года дети спрашивают о внешнем виде, одежде персонажа: «Какие волосы? Какое платье? Что на ногах у девочки?». Во 2 классе добавляются вопросы о месте, и времени действия: «Где стоит девочка? Что стоит справа? Что находится слева? Какое время года? Какая погода? Есть облака или нет?» Школьники 3 класса учатся задавать обобщенные вопросы в ходе работы с многоплановой картинкой: «Что нарисовано на первом плане? Что изображено на заднем плане? Кто нарисован на втором плане?».

Работа по открытой картине

Так же постепенно развивается самостоятельность школьников. Прежде всего это касается уменьшения помощи учителя в формулировке вопросов. В 1 классе педагог прямо побуждает детей задавать вопросы: «Спросите у меня: «Кто нарисован на картинке?» Если после двух кратного повторения задания с ударением на слове «спросите» никто из класса не догадается, что надо сделать, учитель говорит задание еще раз, показывая вопрос, написанный на доске или табличке. Дети читают вопрос хором, два ученика повторяют его и только тогда получают ответ с предложением повторить его. На доске справа от вопроса учитель записывает свой полный ответ («На картинке нарисованы снег, снежная баба»), а в конце первого года обучения — краткий ответ («Снег, снежная баба, мальчик, лепит снежную бабу»). По этим записям по окончании беседы ученики будут рисовать картинку по представлению.

Во 2 классе учитель может дать общие указания к теме вопросов: «Спросите о погоде. Спросите о времени года. О чем еще можно спросить?» Несколько позднее школьники учатся задавать вопросы последовательно, по предложенному плану: «Сначала узнайте, когда происходит действие, потом — где происходит, затем — кто на картинке, что делает».

Постепенно педагог приучает детей самих определять последовательность вопросов, исправляет ошибки в логике вопросов. «О чем надо спросить сначала? Почему нельзя спрашивать, сколько мальчиков и девочек на картинке? (Мы еще не знаем, есть ли там дети)».

Виды работы «С серией закрытых картинок»

В основе работы с серией закрытых картинок лежит не простое знакомство с содержанием каждой из них, а понимание развития действий. Поэтому важно, чтобы дети выделили главное в содержании каждой картинки. Это предполагает синтез, обобщение по полученным ответам основного содержания и выражение его в заголовке. Совокупность заголовков составит план, который поможет ученикам представить начало, ход и завершение событий, изображенных на серии закрытых картинок. По такому плану и ответам на вопросы к каждой картинке ученики смогут составить рассказ до показа оригинала.

Например, после окончания беседы по выяснению содержания каждой картинки делается следующее обобщение.

  • Что нарисовано на первой картинке?
  • Дети идут в лес.
  • Что на второй?
  • Мальчик в лесу нашел ежа.
  • На третьей?
  • Ребята кормят ежа.

Полный текст материала - Доклад на методическом объединении учителей начальных классов «Виды работы по развитию речи»

Ступенька знаний