Проблемы в мышлении у детей с ОВЗУ детей с ОВЗ часто отмечаются проблемы в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления.

Напомню, что мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. (А.В. Брушлинский)

Виды мышления

Замечу, что во времени они последовательно сменяют и дополняют друг друга как раз в данной последовательности.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление

Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление

На этом этапе ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

Словесно-логическое мышление

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии

У детей c ОВЗ наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. И поэтому они не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с ОВЗ не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий. При этом речь выполняет организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому для них характерна недостаточная связь между практическими действиями и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно. Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления. Результативную систему работы по формированию мышления у детей с ОВЗ предложила Елена Анатольевна Стребелева. Она утверждает, что использование разработанной системы занятий позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Работу по формированию мышления необходимо осуществлять с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, осуществляя личностно-ориентированный подход. Т.е. система занятий строится от ребенка, от уровня его развития на данный момент и с учетом его возможностей в ближайшем будущем.

Доклад «Личностно-ориентированный подход в формировании мышления у детей с ОВЗ»открыть, скачать

Презентация «Личностно-ориентированный подход в формировании мышления у детей с ОВЗ»открыть, скачать

Добавить комментарий


Ступенька знаний