Подробнее...

4.9 1 1 1 1 1 4.90/5 5 Голосов
Кохлеарный имплант

Кохлеарная имплантация является перспективным направлением реабилитации детей с нарушением слуха.

Презентация «Из опыта работы по обучению детей с кохлеарной имплантацией»открыть (скачать)

Кохлеарный имплант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дБ, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать - для этого детям после кохлеарной имплантации необходима длительная реабилитация.

Работа с детьми с кохлеарной имплантацией

Работа с детьми с кохлеарной имплантацией требует соблюдения условий, при которых ребенок с кохлеарным имплантом достигает планируемого результата проделанной работы, а именно: формирования спонтанного освоения речи (как это происходит в норме) и полноценной интеграции в общество нормально слышащих людей. В частности, ребенок обучается в общеобразовательной школе со слышащими сверстниками.

Что показывает практика

Но практика показывает, что остается достаточно много детей после кохлеарной имплантации, у которых к началу школьного обучения не появилась возможность спонтанного освоения речи на слухо-зрительной основе. В этом случае, как правило, дети направляются в специальную школу для слабослышащих и позднооглохших детей, так как этот тип образовательного учреждения обладает достаточным кадровым и методическим потенциалом для удовлетворения особых образовательных потребностей школьников с КИ, а также предоставляет им возможность речевого общения со слышащими сверстниками, так как дети проимплантированы и нуждаются в среде слышащих и говорящих, но не могут обучаться наравне со слышащими в силу отставания в общем и речевом развитии, которое сложилось в предшествующий период глухоты.

Занятия после кохлеарной имплантации

В школьном отделении Центра «Гармония» обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. На данный момент у нас обучаются 3 ребенка с КИ. Они также общаются с нормально слышащими ребятами школьного отделения, обучающимися по АООП ООО для детей с ЗПР, и социального отделения. Все дети совместно принимают участие в спортивных соревнованиях, праздниках, конкурсах, экскурсиях и т.п. Обучение детей после кохлеарной имплантации в Центре ведется по программам, составленным на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (составители: А.Г.Зикеев, Л.И. Тигранова). В качестве необходимого дополнения на занятиях наши дефектологи применяют комплект пособий Королевой И.В. для реабилитации детей школьного возраста с КИ «Учусь слушать и говорить» (из серии «Я слышу мир!»). То есть обучение детей после кохлеарной имплантации в группе со слабослышащими реализует два основных условия слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации: ребенок должен постоянно находиться среди говорящих детей и взрослых и получать систематическую коррекционную помощь специалистов.

Темпы развития понимания речи и устной речи у каждого ребенка различны и зависят от многих причин.

Но расширение социального опыта общения в обществе слышащих необходим всем детям с нарушением слуха (и слабослышащим со слуховыми аппаратами, и детям с кохлеарными имплантами), так как наличие такого взаимодействия является условием их интеграции в общество нормально слышащих людей, которая, по сути, является конечной целью нашей работы в целом. Поэтому в «Гармонии» часто организуются экскурсии на различные объекты, встречи с интересными людьми, дети принимают участие в спортивных соревнованиях и конкурсах различного уровня, творческих выставках.

Ступенька знаний