Обследование (диагностика) речевой готовности проводилась по методике, которая включает три проверки:

  1. Проверка навыков разговорной речи включает два задания: выполнение поручений и ответы на вопросы.
  2. Проверка словарного запаса – включает также два задания: оценка активного словаря с фиксацией произносительных особенностей и проверка пассивного словаря.
  3. Проверка уровня владения детьми грамматическим строем языка и навыками связной речи содержит три задания: составление предложений по картинкам, сообщение о своих действиях и составление связного рассказа по сюжетной картинке.

Все виды заданий проводились с детьми индивидуально.

При отборе речевого материала нами было учтено следующее. Речевой материал должен соответствовать программному материалу.

При этом включались в словарный список слова:

  • для проверки конкретных имен существительных, называющих предметы; имен прилагательных, обозначающих признаки этих предметов; глаголов, обозначающих действия;
  • отражающие представления детей об обыденной жизни и ближайшем окружении, и часто употребляющиеся на занятиях в различных видах деятельности, при проведении режимных моментов и в повседневной жизни;
  • адекватность понимания которых можно проверить, используя иллюстративный материал.

Проверка навыков разговорной речи

Задание 1.Выполнение поручений с отчетом выполненном действии.Семья

Каждому ребенку дается по шесть поручений:

  1. Встань. Покажи стул и другую мебель.
  2. Попроси у меня карандаш.
  3. Нарисуй не апельсин, а яблоко.
  4. Возьми книгу и положи в шкаф.
  5. Закрой дверь.
  6. Спроси у (имя ребенка), как зовут ее (его) маму.

В протоколе отмечалось, как дети выполняли задания.

Задание 2. Ответы на вопросы. Каждому ребенку предлагалось по шесть вопросов:

  1. Как тебя зовут?
  2. Как зовут твою маму?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь?
  5. Какое сейчас время года?
  6. Какая сегодня погода?

Ответы детей оценивались и записывались дословно.

Проверка словарного запаса

Задание 1. Оценка активного словаря. С целью проверки активного словаря использовался картинный словарь, включающий 69 слов – названий предметов, признаки предметов и действий (Приложение А). В состав проверяемого словаря были включены 55 существительных, 8 прилагательных и 6 глаголов.

Для проверки активного словаря детям показывали картинки с изображением, соответствующим данному слову – названию, признаку или действию. В зависимости от содержания картинок предлагались следующие вопросы: Кто? Что? Что делает? Какой? Какая? И т.д. на эти вопросы ребенок должен был ответить в словесной форме. В протоколах фиксировалось качество ответов каждого ребенка на вопросы.

Задание 2. Проверка пассивного словаря. После проверки активного словаря проверялся пассивный словарь. При этом использовался тот же картинный словарь. Таким образом, удается определить соотношение между активным и пассивным словарем детей.

При проверке пассивного словаря дети должны были по слову педагога показать соответствующую картинку. Например: Где мяч? Где кукла? Или: Покажи мяч. Покажи куклу и т.д. вопросы задавались в устной форме.

Проверка уровня овладения детьми грамматическим строением языка и навыками связной речи

Задание 1. Составление предложений по картинкам.

Детям предлагалось составить предложения по сюжетным картинкам, в описание которых входят знакомые им слова (Приложение В).Дети должны рассказать, кто изображен на картинках и что делает. Если ребенок не мог самостоятельно составить предложение, предусматривалась помощь – предлагались вопросы: Кто? Что делает?

Задание 2. Сообщение о своих действиях. Чтобы получить от детей сообщение о своих действиях, необходимо было задать следующий вопрос: Расскажи, что ты делал(а) сегодня утром? С помощью этого задания проверялось правильность и последовательность построения рассказа ребенка. Кроме того, обращалось внимание и на грамматическое оформление высказывания ребенка.

Задание 3. Составление связного рассказа по сюжетной картинке. Детям предлагалось составить рассказ по картинке. Тема выбранной картинки «Семья» (рис.1). Объем описания – минимум 4 предложения. В случае затруднений в описании основного содержания (кто, что изображено на картинке и что делает) детям задавались вопросы: Кто? Что делает.

Материал + (приложение А), (приложение В) с картинками "Обследование детей с нарушением слуха, речевая готовность"

Добавить комментарий


Ступенька знаний