14 марта 2022г. на базе регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра состоялся региональный обучающий семинар.
Встреча была посвящена обмену опытом по сопровождению обучающихся с РАС, на которой опытом работы поделились педагоги СОШ №5 и №31 г.Тамбова. С целью повышения качества работы педагогов по адаптации учебных материалов и оцениванию учебных достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Тамбовской области мною был представлен опыт по теме «Адаптация учебного материала и оценивание учебных достижений обучающихся с расстройствами аутистического спектра».
Учитель, к которому поступил на обучение ребенок с РАС без функциональной устной речи, оказывается один на один с этой проблемой. Мало того, что поведенческие особенности ребенка часто требуют усилий по коррекции нежелательного поведения, еще и методику преподавания фактически нужно разработать самостоятельно от начала до конца. Поэтому одной из главных задач педагога является адаптация заданий в учебных пособиях.
Наибольшие трудности вызывает адаптация предметов «Речевая практика», «Чтение» поскольку программы в основном направлены на устную речь. Поэтому передо мной стоит задача по адаптации учебного материала под образовательные потребности своих учеников, особенно остро — при ведении предметов, в которых большую часть материала составляет именно текст.
На занятиях регулярно сталкиваюсь со следующими затруднениями:
- неумение учеников найти начало и конец текста, предложения;
- неумение найти ответы на вопросы по тексту в самом тексте либо в предложении;
- сложности с нахождением учеником правильного ответа при опоре на серию картин;
- сложности с восприятием сюжетных иллюстраций: для детей с РАС характерно отсутствие целостного восприятия изображения, фрагментарность;
- затруднения при ответе на вопрос по картинке, так как дети не могут быстро и правильно подобрать нужное слово. Наиболее сложно реализуется в речи глагольная лексика.
В педагогической работе на уроке «Чтение» я использую тексты учебника Корсунской Б.Д. «Читаю сам», первоначально ориентированного на дошкольников. Выбор данного учебника не случаен: в нем представлены небольшие тексты — не более 10 коротких нераспространенных предложений. Рассказы представляют собой небольшие истории без переносного смысла, метафор, неологизмов. Это делает материал более доступным, так как, у учеников с РАС есть трудности в понимании смысла слов, их взаимосвязей в предложении, следовательно, затруднено понимание содержания текста в целом.
При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально - волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. К каждому ребенку с расстройством аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью при оценивании предметных результатов освоение программного материала нужно подходить индивидуально.
Педагогу, реализующему данную задачу, важно знать и учитывать не только актуальные, но и потенциальные ментальные возможности ученика. При опоре на зону ближайшего развития ребенка и на принципы специальной педагогики, в частности, развивающего обучения, доступности, наглядности, системности и индивидуальности, учителю важно также применять в своей работе новые коррекционные приемы обучения, дополняя ими классические, доказавшие свою эффективность и надежность. Педагогу важно помнить, что он не только обучает, но и формирует личность ребенка в целом.
Добавляя комментарий, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.