На основе изучения научно-методической литературы, обобщения опыта собственной работы и работы коллег представляется возможным сформулировать основные направления работы по развитию речи детей с нарушением слуха.

На уроке развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия

Известно, что важную роль в развитии словесной речи у слабослышащих детей как средства речевого общения с социумом играет остаточный слух. В работах В. И. Бельтюкова, Л. В. Неймана, Е. П. Кузьмичевой, И. Г. Багровой, Л. П. Назаровой и др. подчеркивается необходимость обучения детей с нарушениями слуха восприятию и воспроизведению устной речи для их полноценного участия в коммуникативных актах со слышащими людьми.

Формирование внятного произношения

На базе развивающегося слухового восприятия устной речи формируются навыки речевой коммуникации. Возможность ребенка с нарушенным слухом осуществлять речевое общение во многом определяется самим состоянием устной речи. Именно на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи направлено обучение произношению детей.

Практическое усвоение базисной лексики

Лексический состав языка – важнейший его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Овладевая словарем, учащиеся познают предметы и явления действительности, анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присуще им признаки и действия, у них формируются лексические обобщения. В словарной работе совершенствуя способность к слухо - зрительному восприятию речи, развиваются и укрепляются навыки произношения, чтения и письма.

Развитие связной речи

На уроке развития связанной речи

Речь является основным средством повышения уровня коммуникабельности детей с нарушением слуха, их развития как личности, а в конечном итоге и способом достижения наилучшей социальной адаптации, так как без развитой речи невозможно полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Поэтому в процессе развития речи школьников большую роль играет работа по обучению учащихся правильной синтаксической организации связного текста, то есть работа над развитием и последующей коррекцией связной речи детей.

Формирование навыков диалогической речи

Одним их средств, способствующих развитию речи младшего школьника в условиях обучения, является диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций. Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель и как средство практического овладения языком в различных ситуациях общения.

Формирование потребности в речевом общении

В определении этого направления ключевыми явились высказывания Л. С. Выготского о том, что специальная школа для детей с недостатками слуха, несмотря на то, что её главной задачей является обучение их устной речи, не создает в ней потребности. Он утверждал, что нужно так организовать жизнь не слышащего ребенка в школе, чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была нужна. «Если найден секрет создать потребность, то есть поставить цель, будет и сама речь».

Устранение психологических барьеров в коммуникации

Потеря возможности устной коммуникации у детей с нарушением слуха делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми, что приводит к сужению социальных контактов, ограничению свободы общения, и, как следствие, значительно осложняет социализацию детей данной категории.

Добавить комментарий


Ступенька знаний