Проблема нелюбви к чтению у младших школьников очень актуальна в последнее время. Дети не хотят читать, что делать? Им не интересны ни классика, ни новомодные произведения.

Ребенок в компьютерном мире

Когда под рукой гаджет с очередной игрой, школьник не готов сменить его на книгу. Зачем напрягаться, читать, вдумываться, создавать образы, сопереживать, если можно нажать на кнопочку, запустить, к примеру, «стрелялку» и расслабляться! Это поколение – компьютерное поколение – с раннего детства подсело на технологии, оно большую часть времени бодрствования проводит за экранами различных устройств, находясь в виртуальном, компьютерном мире.

Не читает – что в итоге?

В итоге – ребенок не умеет связно излагать свои мысли. А когда тренироваться, ведь игра проходит в сопровождении междометий, а они не являются источниками информации!

В итоге – учащийся не отличается грамотностью, потому что запоминание правописания идет во время чтения, а читать-то некогда!

А еще – перепады настроения, стресс, агрессия… Вы обращали внимание, как возбуждены дети во время игры с гаджетом, а какими раздраженными они становятся, когда их лишают этого «удовольствия»! Они то плачут, стремясь вызвать жалость, то обещают «…все-все сделать потом», только бы еще чуть-чуть поиграть. Прослеживается алгоритм действия наркомана (умолять-обещать). Мы же сейчас рассматриваем проблему «Ребенок и книга».

Знакомство с книгой – когда и как?

Дети знакомятся с книгой

Когда должно происходить знакомство с книгой? По личному опыту, отвечу – как можно раньше. Мне могут возразить – не нужно делиться воспоминаниями, не то теперь время, научно-технический прогресс и так далее…

А у меня перед глазами – мой первенец в ванночке с клеенчатой книжечкой-раскладушкой тычет пальчиком в яркие картинки, проговаривая: «Мячик… Миша…». Теплая вода и мыло не портят такую книжку, малышу интересно. Согласитесь, это доступно и сейчас. После купания сынуля сосредоточенно перелистывает листы из плотного картона книжки-малютки и повторяет за мной, как называются малыши: «У курочки – цыпленок, у коровы – теленок, у собачки – щенок…».

Позже, так же вместе идет знакомство со сказкой «Колобок»: на каждой страничке – одно предложение, картинки пошагово отображают сюжет. Буквы-магнитики на холодильнике во время игры помогли изучить азбуку. Я варю суп – сын подбирает и выкладывает слово «суп» и его ингредиенты: «вода», «рис», «жир», «лук», «соль», «укроп». «Картошку» и «морковку» осваиваем спустя несколько дней. Проще, конечно, включить мультики, только потом ребенку будет нравиться свинка Пеппа и раздражать мама, отвлекающая его от телевизора. Кстати, согласно рекомендации педиатров, детей до двух лет нужно оградить от экранов. В этот период не по дням, а по часам развиваются познавательные, социальные и языковые навыки ребенка, потому малышу лучше взаимодействовать в реальном мире с людьми, а не гаджетами.

Интерес к чтению – мои «хитрости»

Сын уже знает буквы, складывает слоги и слова, но ждет, что читать ему будут взрослые. Я начинаю ему читать, на интересном месте прерываюсь, потому что мне срочно, допустим, нужно накрыть на стол. Захватывающий сюжет стимулирует начинающего читателя, книга дочитывается, пусть медленно, но самостоятельно! Так у нас было с историями про Умку, белого медвежонка. Нравились сыну и приключения Пифа и его друзей в виде комиксов: читать много не нужно, а картинки смешные и интересные. Только я обязательно просила рассказать, что Пиф придумал на этот раз, потому что я сейчас сама посмотреть не могу, у меня мокрые или в тесте руки, я не хочу испачкать книгу. Я не понимала «бах!», «на!», «ой!», и сын выстраивал свой рассказ предложениями, а затем еще высказывал свое отношение к каждому герою сюжета. А когда папа приходил с работы, я расхваливала сына перед ним, рассказывала, как нам было интересно, и наше чадо еще раз озвучивало увлекательный сюжет для отца, составляя предложения без междометий.

Но комиксов не должно быть много. Нельзя заменять ими книгу. Реплики диалогов в них, чаще всего, расположены прямо на картинках, небрежно, не всегда горизонтально. Внимание рассеивается, ведь еще нужно рассмотреть автора реплики, потому о запоминании орфографии в это время можно забыть. Особой пользы в этот период комиксы не несут, если только взрослый не обратит внимание ребенка на определенное правописание, например: «Почему здесь большая буква? (Ответ: «Пиф» - так зовут собаку). Смотри: «Чуть не поседел от страха» (чуть не стал сед) и «посидели немного и дальше побежали» (находились сидя)».

Читая словами, ученик запоминает правильность написания, а стремясь сразу взглядом объединить слова в предложения, он при чтении вслух правильно использует интонацию. Это элемент скорочтения, что является особо важной задачей в начальных классах.

Каждый, конечно, помнит свой зачет по технике чтения: секундомер, новый текст, волнение…

Поделюсь, как мы с ребенком готовились к этому первому экзамену.

  1. Во-первых, следим за дикцией, для чего перед началом неплохо бы проговорить несколько скороговорок, постепенно ускоряясь и засекая по секундомеру. Поправка по поводу секундомера - вариантов может быть много: кухонный таймер, таймер старой стиральной машинки, будильник «говорящих часов», песочные часы…
  2. Во-вторых, хорошо, если по окончании чтения ребенок сам посчитает, сколько слов он прочел (мама потом сама перепроверит и тактично укажет на ошибку в подсчете, если таковая случилась).
  3. В-третьих, таких попыток должно быть не более двух в день, чтобы это занятие не опротивело, но несколько дней подряд с ежедневной отметкой результатов для сравнения итогов. Идеально – наличие соревновательного момента, когда занимаются двое-трое. Если ребенок один в семье, приглашают родственника, друга или одноклассника с такими же способностями. Победителю – переходящий знак (вымпел, значок, брелок…) или сладкий приз.

Нелюбовь к книге – их «уловки»

Вот уже и скорость чтения позволяет самостоятельно осилить литературу любого объема, но желания нет, объяснение причины я нашла в социальных сетях – «многа букав». Там же предлагаются варианты, чтоб не напрягаться.

Первый вариант – посмотреть кино. Да, действительно, классику часто экранизируют, и не нужно возражать против знакомства с киноверсией. Уточнение: пусть все-таки ребенок вначале ознакомится с первоисточником, а потом сравнит его с интерпретацией режиссера. Видели бы вы возмущение сына «А в книге не так!» после просмотра на экране фильмов «Том Сойер» и «Два капитана»!

Второй вариант – аудиокнига. Нельзя безапелляционно утверждать, что это не приемлемо. Учитывая загруженность учащегося в школе, затем – выполнение домашних заданий, отмечаем, что времени на прогулку, на отдых, помощь родителям по дому почти не остается. Используя плеер с аудиокнигой, можно частично решить эту проблему, например: пылесосить, убирать в своей комнате, хозяйничать на кухне или просто совершать прогулки на открытом воздухе.

А вот такие попытки, как «мне некогда читать, расскажи, о чем это по-быстрому» или «я знаю, о чем это – мне одноклассник рассказал» - это, конечно, не вариант.

Выводы – что делать?

Как же решать проблему «Ребенок и книга»? Подводя итоги всему вышесказанному, отмечаем следующее:

  • ребенка до двух лет необходимо оградить от экранов, но уделять ему лично больше внимания, чтобы при взаимодействии с родителями прививать ему любовь к книге;
  • скорочтение и пересказ прочитанного – стимул для развития речи и последующего успешного обучения в школе;
  • при использовании гаджетов в обучении нужно контролировать их влияние на учащихся, развивать навыки общения детей в реальном мире, постараться найти баланс между освоением учебной программы и продуктами новых технологий;
  • самому больше читать, показывая правильный пример ребенку.
Добавить комментарий


Ступенька знаний